Известные путешественники женщины. Сила мечты

19.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Жить во время путешествия – это мечта в чистом виде».
(Агата Кристи)

Позади лето – сезон отпусков, поездок и путешествий. Но для настоящих путешественников нет преград ни во времени, ни в расстоянии. «Путешествия, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя» – сказал французский писатель Альбер Камю . В преддверии Всемирного Дня Туризма , который отмечается 27 сентября, мы хотим познакомить вас с самыми знаменитыми женщинами-путешественницами . Да-да, не только мужчины открывали новые страны и континенты! Мы, женщины, нисколько ни меньше жаждем приключений и способны пуститься в самые отчаянные авантюры!

Гудридур.

Историю жизни этой потрясающей женщины донесли до нас исландские саги. Гудридур родилась примерно в 980 году. Вместе со своим мужем и его викингами она первой из женщин доплыла до берегов Северной Америки. Во время второго приезда она родила на берегах нового Света сына – Снорри. Это был первый европеец, рожденный в Америке. Гудриур совершила также паломничество в Рим , где поведала о своих путешествиях самому Папе Римскому.

Эстер Стэнхоуп.

Эта известная путешественница жила в Англии, в конце 18 – начале 19 века. Дочь графа Стэнхоупа с детства отличалась строптивым характером и ещё маленькой девочкой пыталась на лодке доплыть до Франции. Впоследствии Эстер Стэнхоуп стала первой женщиной, посетившей множество арабских стран, побывав в Египте, Сирии, Палестине, Ливане, на Мальте, Пелопоннесе, Ионических островах и Гибралтаре. Она участвовала также в первых археологических раскопках на Святой Земле, в Ашкелоне , в 1815 году.

Энни Смит Пек.

Знаменитая американская альпинистка, магистр Мичиганского университета. Родилась в 1850 году, в Провиденсе. Ей одной из первых покорились почти все вершины Северной и Южной Америки , а также Европы. В 58 лет Энни Смит Пек поднялась на Хуаскаран (6656 м) в Андах, в 61 год – на Коропуна (6377 м). Последнее восхождение Энни совершила в 82 года! На основе своих петешествий она написала множество книг и читала лекции в ведущих университетах.

Фрея Старк.

Британская исследовательница и путешественница, родилась в 1893 году в Париже. Фрея – первая европейская женщина, побывавшая в Аравийской пустыне. Ближний и Средний Восток были её любовью. Она изучила персидский и арабский языки, побывала в Китае, Турции, Афганистане, прошла путем Александра Македонского от Киликии до Карии. Фрея Старк написала более 20 книг о своих путешествиях и дожила до 100 лет!

Мэри Кингсли.

Дочь известного писателя и путешественника Джорджа Кингсли, родилась в 1862 году в Лондоне. Мэри Кингсли – исследовательница Африки. Она побывала в Луанде, Анголе, Сьерра-Леоне. Туземцы научили Мэри выживать в джунглях, что позволило ей посетить самые отдаленные уголки, описать много новых видов растений и животных.

Потанина Александра Викторовна.

Наша соотечественница – исследовательница малоизвестных районов Центральной Азии. Родилась в 1843 году в Нижегородской губернии. Александра Потанина – первая женщина, принятая в Русское Географическое Общество . Вместе со своим мужем она принимала участие в экспедиционных выездах по Монголии, Китаю, Восточному Тибету. Сведения, полученные в ходе экспедиций, легли в основу многих её трудов, за которые Александра Викторовна была удостоена Большой Золотой Медали за вклад в географическую науку.

Александра Давид Неэль.

Знаменитая французская , открывшая миру тайны Тибета. С её биографией мы уже знакомили читателей Последнее свое путешествие Александра совершила в 82 года, покорив один из альпийских перевалов. А 1969 году, в свой 100-летний юбилей, она получила новый загранпаспорт и французский Орден Почетного Легиона!

Элизабет Кокрейн (Нэлли Блай).

Элизабет Кокрейн родилась в 1864 году в штате Пенсильвания. Эта известная американская журналистка повторила путь Жюля Верна из романа «Вокруг света за 80 дней». Ей удалось обогнуть земной шар за 72 дня!

Гертруда Белл.

Британская путешественница, археолог, писательница и разведчик. В период с 1880 по 1926 год Гертруда Белл совершила многочисленные путешествия по Сирии, Аравии, Ираку, Малой Азии и Месопотамии. Принимала активное участие в культурной и политической жизни этих стран, основала множество археологических музеев.

Луиза Бойд.

«Ледяная женщина» - так называли американку Луизу Бойд . Она знаменита исследованиями Гренландии и открытием подводного массива в Северном Ледовитом океане. В 1955 году Луиза стала первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом на самолете.

Анни Коэн Копчовски.

Анни Коэн Копчовски – первая женщина, совершившая в 1894 году кругосветное путешествие на велосипеде. На тот момент у Анни было уже трое детей, но это её не остановило! За успешную попытку ей был обещан приз в 10 000 долларов (немалые деньги на тот момент) . И она его получила!

Немало отважных путешественниц есть и среди наших современниц.
Американка Рози Суэйл-Поуп в 2003 году, в возрасте 57 лет совершила кругосветное путешествие пешком! Приключение заняло 5 лет!

Первой яхтсменкой, совершившей одиночное плавание вокруг света в 1978 году , считается польская путешественница Кристина Хойновская-Лискевич. Англичанка Элен МакАртур в 2005 году установила мировой рекорд, обогнув земной шар на яхте за 71 день!
Самые юные путешественницы – австралийка Джессика Уотсон и уроженка Голландии – Лаура Деккер . В 2010 году Джессика совершила одиночное кругосветное плавание на яхте в возрасте 16 лет! Путешествие длилось 210 дней, о нем юная леди написала книгу «Сила мечты». Лаура также обогнула земной шар на яхте в 16 лет, хотя порывалась сделать это и в 14!

Испанка Эдурне Пасабан – первая из женщин, покорившая все 14 вершин восьмитысячников .
Её подвиг повторила австрийка Герлинда Кальтенбруннер, и уже без кислородной маски.

Внучатая племянница Льва Толстого – Александра Толстая – прошла верхом на лошади по Великому Шелковому пути, от Байкала до Монголии, от Москвы до Ашхабада через пустыню Кара-Кум.

И это далеко не полный список отважных путешественниц, смело идущих навстречу своей мечте. Просто диву даешься, глядя на этих милых дам, и говоришь себе: «Для нас, женщин, нет ничего невозможного!»

Жанна Баре в костюме моряка

Молодой слуга Жан, взошедший на борт корабля капитана де Бугенвиля в 1766 году, совсем не был похож на особу прекрасного пола. Морякам было невдомек, что в мужском платье среди них оказалась Жанна Баре, которая незадолго до этого устроилась прислугой к биологу Филиберу Коммерсону. Филибер уже тогда был известным ученым — основал ботанический сад, описал несколько новых видов средиземноморских рыб и прославился своими путешествиями. Правда, как исследователь он был слишком рассеян: в его научных записях царил хаос, терпения на систематизацию не хватало, и при всех познаниях в ботанике Коммерсон был плохо знаком с лекарственным применением растений. Зато Жанна, воспитанная в деревне, прекрасно разбиралась в целебных травах и в свои 26 лет была достаточно грамотной, чтобы переписывать и сортировать научные заметки. Вскоре кроме стирки и уборки к ее обязанностям прибавились услуги личного секретаря.

Коммерсон уже не мог обходиться без Жанны, и когда известный мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль пригласил ученого в научную кругосветную экспедицию, между прочим, первую в мире, Коммерсон взял с собой своего безбородого слугу-секретаря. Девушка во время плавания ничем себя не выдавала: исправно выполняла тяжелую матросскую работу, прислуживала Филиберу и пользовалась уважением в суровом мужском коллективе.

К сожалению, морской переход плохо сказывался на ее нанимателе: Коммерсон часто болел, не мог быстро передвигаться по суше, и всю научную работу пришлось выполнять услужливому секретарю. Жанна собирала экземпляры растений и геологических пород, засушивала находки в специальных агрегатах, составляла каталоги, классифицировала полученные образцы и даже, вероятно, сама давала им названия. Капитан Бугенвиль в своем дневнике отметил, что слуга господина Коммерсона был не меньшим экспертом-ботаником, чем его наниматель.

Филибер Коммерсон Иллюстрация: Wikipedia Commons

Единственное, что настораживало команду, — нежность, с которой Жан ухаживал за больным Филибером. Первым вопрос поднял корабельный врач. Именно он заподозрил, что под личиной слуги скрывается женщина. В те времена особу женского пола, которая сумела проникнуть на судно королевского флота, по закону полагалось казнить. Путешествие могло закончиться печально, но Филибер встал на защиту своего помощника и убедил подозрительного врача, что Жан — евнух.

Доводы, которые он привел, тогда казались неопровержимы: разве может женщина так долго выполнять мужскую работу? Во время коротких экспедиций на берег, в которых Коммерсон принимал участие, слуге приходилось таскать его буквально на себе — больная нога не позволяла ученому ходить.

Может ли женщина быть настолько образованной? Ведь Жан самостоятельно проводил многие научные исследования и лично занимался сбором образцов.

Разве могла бы женщина выдержать такие длинные морские переходы? Ведь из Франции корабли Бугенвиля отправились на Фолклендские острова, через Магелланов пролив дошли в Полинезию и Индонезию, а затем собирались вернуться в Европу через мыс Доброй Надежды.

И наконец, разве может женщина рисковать своей жизнью ради науки?

В Рио-де-Жанейро, где из-за городских беспорядков был убит корабельный капеллан, Филиберу ради его же безопасности не позволили сойти с корабля. В экспедицию в глубь острова вызвался сходить его секретарь. Там она, рискуя жизнью, собрала образцы неизвестного ранее сорта винограда, который лично назвала в честь капитана судна — Бугенвиль.

Корабль «Ворчунья» графа де Бугенвиля Иллюстрация: Wikipedia Commons

Казалось бы, вопрос был исчерпан. Но опасность пришла, откуда не ждали. В 1768 году экспедиция прибыла на Таити. Жан, по своему обыкновению, сошел с корабля для научных поисков, и на берегу его окружили аборигены. Они вели себя агрессивно, хватали «юношу» за одежду и кричали. Как было записано в бортовом журнале, они «по запаху вычислили женщину» и хотели забрать ее себе в качестве подарка. Конфликт с аборигенами удалось разрешить, но секрет Жанны Баре был раскрыт. Теперь по закону ее должны были повесить, и так бы и сделали, если бы на ее защиту не встал сам капитан Бугенвиль. Он пообещал высадить доктора и его спутницу в ближайшем порту, снимая с себя необходимость исполнять военный долг. Когда корабли остановились на Маврикии, Коммерсон узнал, что губернатором на острове служит его друг. Сославшись на состояние здоровья, он вместе с Жанной остался на острове, а кругосветная экспедиция отправилась дальше.

На Маврикии пара прожила пять лет — до самой смерти Коммерсона. После его кончины Жанна узнала, что во Франции ученый оставил ей в наследство свою квартиру и научную библиотеку. Средств к существованию на Маврикии у нее, увы, уже не осталось, зато сохранились результаты исследований. Предприимчивая Жанна вышла замуж за французского унтер-офицера, который как раз должен был возвращаться домой из колонии, и в возрасте 36 лет, наконец, вернулась в Париж.

В апреле 1776 года Жанна вступила в наследство и поселилась в родном селе Сент-Олей. Свои коллекции и труды она подарила Музею естественной истории. Научное общество Франции обогатилось тремя тысячами новых видов растений, собранных по всему свету. А благодаря личному обращению капитана Бугенвиля, в 1785 году Морское министерство назначило Жанне пожизненную пенсию в 200 ливров в год. В указе было сказано, что, хотя Жанна и проникла на корабль обманным путем, она провела на борту больше двух лет и проявила стойкость и мужество, достойные моряка. Путешествовать Жанна больше не хотела, но как-то сказала одному из своих внуков, что, если бы не кругосветное плавание, она бы никогда не смогла выбраться из окружавшего ее невежества и узнать, что самое ценное в любом путешествии — это в конце концов вернуться домой.

18.06.2009 | Майя Ходырева

Несмотря на то, что путешествующая женщина в наше время это уже не диковинка, все равно это редкость и на подобные мероприятия отваживаются далеко немногие представительницы слабо пола.

Елена Ивановна Рерих (1879 - 1955). Путешественница, востоковед, писательница.

Елена Ивановна Рерих, жена всемирно известного художника Николая Рериха, увлекалась музыкой, литературой, индийской философией. После замужества супруги жили в Карелии, затем в Англии, США, откуда в 1923 году отбыли в Индию. Через год Рерихи отправились Центрально-Азиатскую экспедицию. Это было опасное и сложное предприятие: неизведанные горные хребты, разбойники, резко меняющиеся погодные условия, и все же Елене удавалось сохранять силу воли и бодрость духа. Позднее Рерихам был разрешен официальный визит в СССР, это был настоящий подарок судьбы, тоска по родине всегда преследовала путешественников, где б они ни находились.

В 1928 году Рерихи поселились в Западных Гималаях и основали институт «Урусвати». Елена возглавила это учреждение. Вскоре институт трансформировался в один из крупнейших научных центров Индии. Во время второй мировой войны Елена и Николай перечисляли свои финансовые сбережения Советскому Союзу. Несмотря на это, СССР в послевоенные годы визу на въезд в Россию так и не выдал. Больше случая побывать на родине у Елены Рерих не было.

Кристина Хойновская-Лискевич. Капитан дальнего плавания.

Первая женщина в одиночку осуществившая кругосветное путешествие - польская яхтсменка Кристина Хойновска. Кругосветка началась в 1976 году в Лас-Пальмасе и благополучно завершилась в 1978. Океанская яхта «Мазурка» два года бороздила моря и океаны нашей планеты, в ходе путешествия были посещены Канарские острова, Барбадос, Карибское море, Фиджи, Австралия, Южный берег Африки, пересечен Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Имя этой путешественницы занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Сама же путешественница о своей кругосветной эпопее написала книгу «Первая вокруг света».

Элен Макартур.

24-летняя англичанка Элен Макартур совершила кругосветное плавание в одиночку на обычном судне под парусом.

Элен провела в океане 94 дня, 4 часа и 25 минут. И все это время она была в полном одиночестве. Еще ни одной женщине не удавалось в 24 года совершить нечто подобное.

Аднау Азау.

Сирийская наездница за 3 года и семь месяцев осуществила конное путешествие более 35000 километров. Ее маршрут проходил по странам Европы, Африки, Азии, Америки.

Кэй Котти. Конструктор парусных лодок.

34-летняя жительница Австралии в 1988 году осуществила кругосветное путешествие на яхте за 189 дней без единого захода в порт.

Александра Толстая (1974). Филолог, участник экспедиции по Великому Шелковому пути.

Александра Толстая - внучатая племянница русского писателя Льва Николаевича Толстого. Увлекается философией и конным спортом. Является членом Королевского географического общества. В 1999 вместе с подругами организовала и осуществила в экспедицию по Великому Шелковому пути. Помимо 4-х отважных англичанок в экспедиции присутствовал проводник - 35летний Шамиль Галимзянов, ныне супруг Александры. В последствии об этом замечательном путешествии Александра написала увлекательную книгу (прямо как эмансипированные женщины 18 века). Помимо этого восьмимесячного путешествия Александра участвовала в конных путешествиях по Средней Азии, Монголии и Сибири. В 2004 году они пересекли пустыню Каракумы. Сейчас супруги живут в России и занимаются организацией конных путешествий по Киргизии.

Любовь Случевская.

В 2006 году Люба в одиночку прошла 5 стран Африки. Передвигаясь то пешком, то автостопом путешественница посетила Египет, Судан, Эфиопию, Кению и Танзанию. На пути следования проводила выставки детского рисунка, ее начинания настолько горячо поддерживались местными жителями, что количество рисунков для передвижной выставки многократно увеличилось, пополнившись работами африканских юных художников.

Лив Арнесен и Энн Бэнкроф.

Лив первая женщина, которая организовала экспедицию по Гренландии. В 1992 году она вместе с подругой за 23 дня пересекла самый большой остров мира. Затем Лив предприняла еще более опасное путешествие - в одиночку до южного полюса на лыжах.

Энн Бэнкроф первая женщина, достигшая северного полюса на собачьей упряжке.

Энн и Лив, будучи уже в солидном возрасте (50 и 51 год), предприняли попытку пересечь Северный Ледовитый океан, однако на середине маршрута вынуждены прервать поход из-за смещения арктического льда. И все же они планируют вскоре снова попытать счастья в этом направлении.

Людмила Васильевна Шапошникова . Историк, этнограф, путешественница.

Увлекалась востоковедением, закончив институт, была направлена в дружественную Советскому союзу Индию для исследовательской работы. Работая в Мадрасском университете, Людмила плотно изучала труды Елены Рерих, а затем будучи уже в возрасте 50 лет решилась пройти маршрутом Рерихов в одиночку. Это путешествие заняло у Шапошниковой 4 года.

Пупе Мехдави Надер.

Иранская путешественница, совершила длительное путешествие на велосипеде. Она посетила Мекку, Каабу, Индию, Непал, Гималайские горы, Тибет, Южную Корею.

Юлия Михайлюк.

66-летняя велосипедистка в одиночку объехала всю Россию, совершила длительные велопутешествия, проехав от родной Твери до Владивостока и Сахалина.

Четверть века назад, 16 мая 1975 года 35 летняя японская альпинистка Юнко Табей первой из женщин поднялась на высотный полюс земли - Эверест (8848 м)

Юнко Табей. Первая покорительница Эвереста.

В экспедиции в сопровождении шерпа Анга Тцеринга на вершину поднималось 8 альпинисток. Перед последним броском, навскидку оценив физическое состояние участниц руководитель экспедиции альпинистка Эйко Хисано, для восхождения на вершину выбрала Юнко. Именно она стала первой женшиной покорившей Джомолунгму.

Через 11 дней после Юнко Табей на вершину Эвереста, взошла еще одна представительница женского пола тибетка Пхантог.

Рози Суэйл-Поуп.

Первая женщина, осуществившая пешее кругосветное путешествие. Кругосветка заняла долгих 7 лет. Экстрим в жизни Рози присутствовал давно, она одна из немногих, кто принимал участие в марафоне по пустыне Сахара. В 1973 в одиночку проплыла под парусом от Англии до Австралии.

Линет Дальмассо.

80-ти летняя француженка на велосипеде исколесила Европу, Азию, Африку, затем осуществила велопробег от Москвы до Архангельска.

  • Не только бабушки любят долго крутить педали, пока писала эту статью, наткнулась на забавную заметку о трехлетней девочке, которая проехала на велосипеде от Германии до Нидерландов. Благо дело, дом в котором она живет, находится близ границы между этими странами. Юную путешественницу обнаружили уже в Нидерландах и передали в руки полиции, те в свою очередь вернули малышку обеспокоенным родителям.

Они рушили стереотипы один за другим, а их решительности и бесстрашию могут позавидовать современные мужчины. Кто она, женщина, проложившая южную границу Ирака? А как насчет выиграть пари о том, что дама сможет объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев? Пять удивительных историй о женщинах «нового поколения» из разных уголков мира

Дети, кухня, церковь - на протяжении веков именно этими сферами ограничивалась социальная роль женщины. И хотя красавиц, ломающих стереотипы, хватало в любую эпоху, по-настоящему «слабый пол» заявил о себе в XIX веке. Женщины-врачи и ученые, журналистки и университетские преподавательницы, полицейские и политики, изобретательницы и путешественницы. О последних из них мы и расскажем.

Мать Ирака: Гертруда Белл (1868–1926)

У многих ли женщин (да и мужчин) есть подобные титулы? Многие ли писали в письмах: «Я провела сегодняшнее утро очень продуктивно. Я проложила южную границу Ирака»?

Гертруда Белл могла бы на оба вопроса ответить «да». Она родилась в богатой семье, относившейся к британскому истеблишменту, и оказалась на Востоке в 24 года, после окончания Оксфорда, по приглашению своего дяди-дипломата. В Персии Гертруда обзавелась знакомыми и научилась понимать непростые восточные нравы. Затем были многочисленные археологические экспедиции по Сирии, Аравии, Йемену. Со временем экстравагантная англичанка стала «королевой пустыни» и весьма уважаемым человеком, для которого были открыты шатры всех арабских шейхов и старейшин.


Фото: xlsemanal.com

Началась Первая мировая война, и Гертруда Белл стала сотрудницей секретной разведки и главным, наряду с Лоуренсом Аравийским, консультантом по запутанным ближневосточным делам. Не без ее участия после войны, окончившейся падением Османской империи, была сформирована новая политическая карта региона. Именно она добилась создания Ирака и Иордании.

Гертруда Белл прожила остаток жизни в любимом ею Багдаде, а после смерти была забыта на долгие годы. Историческая справедливость была восстановлена лишь недавно: в 2015 году в прокат вышел фильм с Николь Кидман «Королева пустыни», посвященный этой уникальной женщине.

Вокруг света на двух колесах: Энни Лондондерри (1870–1947)

Будущая «королева велосипедов» родилась в Риге, но ребенком вместе с семьей эмигрировала в США. Девочка выросла, счастливо вышла замуж и родила троих детей. Всё шло по накатанной, но в 1894 году солидная миссис Коэн-Копчовски неожиданно бросилась в беспрецедентную авантюру. По словам самой Энни, которая была прирожденным мастером самопиара и большой выдумщицей, катализатором стало пари о том, сможет ли женщина объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев и при этом еще заработать $5000 (по другим данным - $10 000).


Фото: happyride.se

Второй пункт Энни начала реализовывать сразу, потому как денег на путешествие не было. Она договорилась с производителем минеральной воды «Лондондерри Лития Спринг Уотер» о том, что в обмен на $100 добавит название компании к своему имени и повесит рекламу на велосипед.

И вот Энни Лондондерри, взяв для комфорта белье на смену и дамский револьвер, отправилась в путь. Она триумфально вернулась в США ровно через 15 месяцев. Хотя злые языки и утверждали, что Энни путешествовала не столько на велосипеде, сколько с ним, но тем не менее она вошла в историю как яркий пример «новой женщины».

Леди Сенсация: Нелли Блай (1864–1922)

Элизабет Джейн Кокрейн из пенсильванской глубинки ждала судьба примерной супруги и матери. Верхом экстравагантности стала бы деятельность в качестве активистки-благотворительницы или автора дамского журнала. К счастью, не случилось ни того ни другого. Из романтической девушки, обожающей розовые платья, Элизабет превратилась в репортера Нелли Блай, которая отдала предпочтение нелегкому и даже опасному жанру журналистских расследований. Она смело брала темы, «о которых леди не должны знать»: жизнь в трущобах, тяжелое положение женщин из рабочего класса, пациентов психиатрических больниц и т.д.


Фото: thedailybeast.com

Вершиной ее журналистской карьеры стала работа в New York World Джозефа Пулитцера. В 1888 году, в полном соответствии со своим прозвищем Леди Сенсация, Нелли Блай предложила редакции совершить кругосветное путешествие. Она намеревалась побить рекорд Филеаса Фогга - героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Путешествовала Нелли налегке: саквояж с дамскими мелочами и нижним бельем, пальто и деньги. Здесь не нашлось места даже для сменного платья (мудрое решение, если вспомнить, каким был дамский туалет в то время). Нелли победила: вояж занял всего 72 дня.

Никогда не поздно: Делия Эйкли (1869–1970)

Тревел-карьера Делии Эйкли началась в 1906 году, когда ей стукнуло 37. За несколько лет до этого она развелась с первым мужем и вышла замуж за Карла Эйкли - известного американского таксидермиста. Вместе они совершили несколько экспедиций в Африку для сбора экспонатов, причем Делия ничуть не уступала мужу: одного из убитых ею слонов можно увидеть в экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке.


Фото: allday.com

Как оказалось, после 50 лет приключения только начинаются: развод в 1923 году и почтенный возраст не помешали Делии путешествовать по Африке уже в одиночку. Повесив ружье на стенку, она занялась этнографией и стала одним из первых западных исследователей, проникнувших в пустыню между Кенией и Эфиопией. Ей также удалось провести несколько месяцев в обществе пигмеев Заира. Не забывала Делия и о личной жизни: в 70 лет она в третий и последний раз вышла замуж. А умерла в 1970 году, прожив 100 насыщенных лет.

Путешественница-рабыня: Флоренс Бейкер (1841–1916)

Жизнь этой женщины была похожа на роман. В ней было всё: счастливое детство и последующее сиротство, рабство и чудесное спасение, впечатляющие путешествия, но главное - любовь.

Флора фон Зас родилась в Трансильвании в благородной венгерской семье. В смутное время Венгерской революции 1848 года родных девочки убили, а ее саму продали в рабство. Прошло 11 лет - Флора оказалась на невольничьем рынке в Видине, крупном турецком (а теперь болгарском) городе на Дунае. Ее ждала участь наложницы паши, но, к счастью, Флора попалась на глаза англичанину Сэмюэлю Бейкеру, и тот спас девушку.


Фото: bistrita24.ro

Вместе с ним теперь уже Флоренс отправилась в экспедицию на поиски истоков Нила. Путешественники открыли озеро Альберт и водопад Мерчисон, а вернувшись в Англию в 1865 году, поженились. За свои заслуги Бейкер получил золотую медаль Королевского географического общества и был пожалован в рыцари. В 1869 году вице-король Египта Исмаил-паша обратился к нему с просьбой хоть что-то сделать с работорговлей в верхнем течении Нила, и супруги без колебаний отправились в Африку для решения столь чувствительной для их семьи проблемы, хотя речь шла, по сути, о военной кампании, а не о научной экспедиции. Прожили они вместе почти 30 лет, и этот впечатляющий союз смогла прервать только смерть Сэмюэля. Флоренс пережила мужа больше чем на 20 лет и была похоронена вместе с ним.

А.Э. Афанасьева

В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины

W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .

Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.

Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.

Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.

Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе-шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.

В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .

Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.

Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.

География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .

Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.

Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.

Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.

Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.

Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.

Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.

Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем-ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин-писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.

Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.

Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.

Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .

Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.

Список литературы

Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883. P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.

Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.

Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal. L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.

Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20.

Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm

Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.

Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14.

См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.

Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un-suitable for ladies, p.214.

Middleton, D. Op.cit., p.8.

Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит. по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1

the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8.

Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.

Blaikie, W.G. Op.cit., p.66.

Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта



Последние материалы сайта