Поведенческие нарушения и проблемы у детей. Резкое изменение в поведении ребенка Ребенок изменился в поведении

03.05.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как изменить поведение ребенка, не отказывая ему в любви? Часто мы бросаемся из крайности в крайность в поисках правильного подхода в воспитании детей.

Установление правил может поставить барьер плохому поведению, или даже подавить его на время, но подлинные перемены происходят лишь тогда, когда меняется мировоззрение. Важно, чтобы у вашего ребенка возникло желание вести себя хорошо, а не только лишь боязнь родительского гнева или неодобрения. Очень важно не путать видимость и реальность, понимать, какова истинная мотивация ребенка и добиваться того, чтобы он понимал, почему родители хотят от него того, а не другого.
Подлинным ключом к сердцу любого человека всегда была и остаётся любовь. Даже если вам кажется, что из-за того, что ребенок еще недавно вел себя отвратительно, он не заслуживает проявлений теплых чувств с вашей стороны, не подавайтесь опасной иллюзии.

Правила без любви – не больше, чем бессердечное угнетение. Однако безоглядная любовь без строгости также безусловно вредна. Родителям нужно найти баланс между проявлениями любви и строгостью – и поддерживать этот баланс постоянно.
Несколько простых советов помогут вам найти подход к ребенку, и быть ему не только строгим наставником, но и близким, родным человеком.

Не относитесь к непослушанию ребенка как к чему-то личному

Это может быть непростым, но родителям очень важно предпринимать все возможные усилия, чтобы не давать волю гневу. Не считайте, что плохое поведение ребенка – это прямое оскорбление вас. Если вы будете чуть дистанцироваться от сложившейся ситуации, у вас будет более объективное, взвешенное понимание всех ее аспектов. Ваши решения также будут менее подвержены риску ошибок. Дети ведут себя плохо по разным причинам, и далеко не всегда – это желание бросить вызов родителям.

Помните, что наказание и проявление любви не исключают друг друга

Можно наказывать ребенка и обнимать его при этом (это, к сожалению, случается не очень часто). Вы можете и должны быть твердым и строгим родителем, но это не значит, что вы должны быть родителем грубым и злобным. Скажите ребенку: «Именно потому, что я очень тебя люблю, я не могу позволить тебе продолжать вести себя так, как ты делаешь сейчас». Ребенок может не принимать эти слова всерьез, но со временем он убедится в вашей правоте.

Всегда объясняйте ребенку, почему он наказан

Некоторые родители достигают ошеломительных успехов в деле установления правил и наказания за малейшее отклонение от них. Но многие часто не объясняют ребенку, почему были установлены эти правила, что стоит за ними, почему именно следование правилам – это наилучший выбор для ребенка.
Когда ребенок не понимает, почему он должен вести себя так, а не иначе, ему может показаться, что над ним издеваются. Естественная реакция на унижение себя – это непослушание и неповиновение. Когда ему объясняют причины, родитель обращается к нему как к равному, что повышает самооценку ребенка и делает его взрослее.

Устанавливайте взаимопонимание с ребенком

Проводите с ребенком так много времени вместе, как только можете, чтобы обсуждать важные вам обоим вещи. Это поможет вам наладить связь с ребенком, установить с ним хорошее взаимопонимание. Именно такой подход поможет вам обоим легче пережить моменты непослушаний и наказания.

Если ребенок не видит в вас друга, он будет поступать против вашей воли. Если вы будете чутким и отзывчивым, то ваши отношения наладятся, несмотря на любые перипетии.

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Обследование

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей

Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.

Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.

Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).

Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.

Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.

Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).

Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.

«Тайм-аут»-методика

Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.

Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.

Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.

Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).

Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.

Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.

Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.

Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.

Добрый день Олеся Геннадьевна.
У нас в семье произошло что то невероятное. Моему сыну 4,6 лет. Мальчик очень активный, общительный, лидирующий в садике. Всегда все выполняет, помогает воспитателям, не дерется, плохих слов от него не услышать. Всегда спасибо, пожалуйста...Вообщем все в садике, даже воспитатели других групп знают его, как ответственного и отзывчегого мальчика. В семье никто никогда не ругался и даже не разговаривали на повышенных тонах, и тем более никаких плохих слов и мата. но около 2х недель назад, ребенка буд- то подменили. В садике срывает уроки, всех обзывает и педагогов и детей, никого не слушается, истерики не хочу, не буду, мне надоело я пошел домой.... убегает за пределы садика и говорит что бы его хорошо попросили и тогда он вернется, ведет себя нагло и вызывающе.... на уроках музыки не получается, петь он психует и говорит что все и всё ему тут надоело и уходит. Кидается стульями.... Катострофа одним словом. Мы дома его уже наказали на неделю он остался без мультиков и сладкого, но и это его не останавливает, если раньше он начинал плакать извиняться и обещать что больше так не будет, то теперь он спокойно реагирует: ну нет мультиков и ладно.... У меня руки опускаются, не знаю что делать, муж, который на эмоции не пробивной, ходит черней тучи... не знаем что делать и как правильно себя вести. Подскажите пожалуйста. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Или может все-таки лучше на прямую обратиться к вам. Прийти на прием??? Помогите....

Здравствуйте,Алена. Очень хорошо, что вы достаточно чётко сформулировали вопросы, на которые хотите получить ответ. С них и начнём. По порядку.

Вы спрашиваете, в чём может быть причина того, что ребёнок стал демонстрировать протест, упрямство и негативизм. Судя по описанным признакам, Вы и Ваш малыш медленно, но верно подходите к тому кризисному периоду, когда происходят значительные изменения в развитии и поведении ребёнка, это нормальный этап, и его раньше или позднее проходят все дети. Суть перемен в том, что до этого периода Ваши желания и желания ребёнка были прочно связаны и почти неразделимы, потому что ребёнок ещё не осознавал, чего он хочет сам по себе, ему могло быть просто комфортно или дискомфортно. По сути, он был простым продолжением Вас, поэтому раньше и работала схема «я сказала - ты сделал». Но именно в этот кризисный период ребёнок становится более самостоятельным и независимым, потому что отныне у него появляются свои собственные желания и потребности, отдельные от ваших. Он начинает активно изучать окружающий мир, детей и взрослых, границы дозволенного и недозволенного и свои собственные возможности.

И если этот кризис пройден успешно, то на выходе из него мы получаем ребёнка, который со многим может справится самостоятельно, чётко знает, что можно и что нельзя, умеет адекватно выражать свои чувства и желания (например, если у него что-то отобрали, скажет прямо «Это моё ведёрко. Отдай, пожалуйста», а не пойдёт крушить песочницу и бить совком других детей, выражая своё негодование).

Я вижу, что Вы стараетесь с пониманием и уважением относиться к желаниям вашего ребёнка, уделяете ему много времени и сил и стараетесь делать всё. Это очень хорошо. В то же время, похоже, Вы относитесь к ребёнку, как к маленькому взрослому. В итоге ребёнок, который был раньше относительно свободен, вдруг и довольно резко оказывается перегружен просьбами, предложениями, частоколом выборов и ответственностью за своё поведение/

Итак, вот что, на мой взгляд, могло бы помочь Вам в вашей ситуации:

1. Задайте и создайте ребёнку чёткие безопасные границы, в рамках которых он мог бы спокойно действовать, экспериментировать и проявлять самостоятельность, не вредя себе. В данном случае, я имею в виду не только физические границы, но и психологические. Ребёнок чётко должен знать, что можно, что нельзя, что будет, если эти границы нарушить и почему их лучше не нарушать. При этом важно, чтобы каждое «нельзя» шло в паре с альтернативным «можно», например: нельзя кошку бить, а можно гладить, кормить и расчёсывать. Нельзя прыгать на диване, можно на полу, на улице и на батуте.

2. Требования, которые Вы предъявляете ребёнку должны быть разумными (с учётом его реальных возможностей, а не ваших текущих желаний), постоянными и едиными у всех членов семьи . Если Вы требуете, чтобы игрушки были убраны перед сном, они должны быть убраны и при Вас, и при папе, и при дедушке с бабушкой, и после гостей, и в дождь, и даже если Вам лично сегодня всё равно и Вы устали. Старайтесь твёрдо следить за тем, чтобы эти требования, раз уж Вы их выдвинули, исполнялись. Многие вещи, которые ребёнок отказывается делать в приказном порядке («Убери всё сейчас же» или «Вымой руки»), можно делать сначала вместе (брать ребёнка за руку и убирать игрушки вместе с ним, или мыть руки вместе каждый своим мылом), ведь правила едины для всех.

3. Придерживайтесь чёткого режима дня. Ребёнок должен знать, что утром, когда он проснётся, рядом с кроваткой будет лежать его одежда, потом он умоется и почистит зубы, потом поест, потом поиграет, потом пойдёт гулять и т.д.

4. Сосредоточьте усилия на том, чтобы поддерживать и вознаграждать у ребёнка желательное поведение, а не наказывать и всеми силами искоренять нежелательное. Подавайте ему пример своим собственным поведением.

5. Дайте ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и успешным. Пусть он иногда сам выбирает во что и как ему играть, если в данный момент он не скучает и не просит вас о помощи. Терпеливо ждите, пока он сам доест суп, даже если обливается при этом, сам застегнёт куртку или натянет штаны. Независимо от результата, хвалите его за усилия. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и расширять свои возможности.

6. Помните, что так же, как он изучает окружающий мир, он изучает Вас. Капризы и крики могут быть просто ещё одним способом получить от Вас то, что ему нужно или избежать того, что делать не хочется. Следите за своими реакциями и будьте терпеливы.
Я изложила всё в общих чертах, и, предполагаю, что у Вас могут возникнуть вопросы по какому-то из пунктов. В этом случае, запишитесь ко мне на консультацию, и мы разберёмся во всём подробно и с учётом Ваших возможностей.

Уверена у Вас все получится. Успехов Вам.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

Хитрова Олеся Геннадьевна, психолог в Челябинске

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Причины изменения поведения ребенка

Основная причина изменения поведения и характера ребенка - неблагоприятная семейная и бытовая обстановка. На это указывают отечественные психиатры (профессор Г. Е. Сухарева, профессор Т. И. Симсон), а также ряд зарубежных авторов.

В семьях, где воспитанию ребенка либо совершенно не уделяют внимания, либо оно построено неправильно, формирование характера ребенка идет по неправильному пути. Длительное воздействие неблагоприятных факторов вызывает эмоциональное напряжение, истощает нервную систему, вызывает нервность.

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они постоянно находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, плаксивыми, У более старших детей нарушается работоспособность, они жалуются на постоянную, усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер, почему она стала нервной. Девочка была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда стала постарше (ей скоро 9 лет), она повышенно возбудима, плаксива, суетлива; морщит лоб, подергивает плечами, иногда ночью отмечается непроизвольное мочеиспусканий. Люба, стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается, когда окружающие расспрашивают ее о доме.

Виноваты в этом родители. За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Люба стала свидетельницей частых ссор между родителями. Ей трудно разобраться в том, что происходит между родителями, но она ежедневно находится в состоянии нервного напряжения, пугается, когда родители говорят в повышенном тоне. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко и отца, и мать. Родители любят девочку, волнуются о ее здоровье, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, ребенок нередко растет эгоистичным, грубым, недоброжелательным к другим. Эти черты характера закрепляются, и такой человек становится трудным в обществе. В школе такой ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающие, которую они привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе.

Приведем пример.

Мать шестилетней Риты обратилась к врачу с жалобами: девочка испытывает страхи, боится заснуть, боится оставаться одна в комнате. Но больше всего волнует мать поведение Риты дома и в детском саду: она упряма, настойчива, если ее желания не выполняют, громко кричит, падает на пол. Девочка не слушается, не уважает взрослых, грубит воспитателям, соседям, матери и бабушке, иногда в момент раздражения употребляет бранные слова. Она становится лживой, наговаривает матери на бабушку, а бабушке жалуется на мать. Рита способная: она легко запоминает детские стихи, мать без труда научила ее читать по букварю. Мать и бабушка, с которыми Рита живет, очень любят девочку, заботятся о ней, следят, чтобы она хорошо развивалась.

Почему же Рита нервная? Что способствует формированию у нее «трудного» характера?

Познакомимся с ее домашней обстановкой. В семье три человека - мать, дочь и бабушка. Они любят друг друга, но мать и бабушка постоянно ссорятся по мелочам друг с другом, ни в чем друг другу не уступают. Ссоры иногда переходят в крупные конфликты, с оскорблениями друг друга бранными словами. И все это происходит в присутствии Риты!

Они и с соседями живут недружно, бабушка часто при девочке ссорится с соседями, обвиняет их в тех или иных проступках. При ссорах и мать, и бабушка стараются привлечь Риту на свою сторону. Не удивительно, что при такой обстановке в семье у девочки развивается «трудный» характер: ее поведение отражает форму поведения взрослых.

Одна из причин изменения поведения ребенка - разрушение семьи, уход отца или матери, появление отчима или мачехи.

Родители Жени не задумывались о судьбе сына, когда решали вопрос о разводе. Уход отца явился для мальчика полной неожиданностью. Он был привязан к отцу и матери, любил проводить с ними время. Женя рос здоровым, спокойным, послушным мальчиком. В детском саду никаких жалоб на него не было. В первом классе он учился хорошо, был активным на занятиях, дружил с детьми. Со второго класса, после ухода отца из семьи, Женя стал рассеянным, неусидчивым, на уроках отвлекается, занимается посторонними делами. Интерес к учебе, занятиям у него пропал. Мальчик говорит, что не хочет учиться. Он стал обидчивым, плаксивым, часто бывает в подавленном настроении, сторонится товарищей, недоверчив к взрослым. В первое время после ухода отца Женя плохо спал. Не раз он спрашивал у матери, почему ушел отец и вернется ли он. Мальчик выходил на улицу и ждал у подъезда, надеясь встретить отца. Однажды отец приехал домой. Мальчик обрадовался, просил мать уговорить отца остаться с ними. Однако из разговора между родителями понял, что мать не согласилась восстановить семью. Всегда привязанный к матери, Женя стал злобным, обвинял ее в том, что «не оставила отца дома», перестал делиться с матерью своими переживаниями, радостями, неудачами, «ушел в себя».

Изменения поведения мальчика, снижение работоспособности - это проявления нервности, возникшей в связи с тяжелыми переживаниями из-за ухода отца из семьи. Его не подготовили к тому; что отец уходит из семьи, не объяснили, что отец останется для него близким человеком, будет продолжать заботиться о нем, как и раньше. Имело значение и то, что мать неправильно вела себя, пыталась восстановить сына против отца, не разрешала ему видеться с отцом.

Вредно влияет на формирование характера ребенка и его поведение чрезмерно суровое воспитание. Угрозы, постоянная боязнь наказания делают ребенка «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними, хмурыми, угрюмыми, озлобленными.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка и развитии его личности противоречия между родителями в воспитании ребенка. Нередко один из родителей чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) старается оберегать ребенка от чрезмерно сурового отношения отца, «по секрету» от отца потакает прихотям ребенка, старается угодить покупкой ему новой игрушки, сладостями, при непослушании же прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

В присутствии матери ребенок непослушен, пользуется ее слабостями, добиваясь желаемого, грубит, В присутствии же отца он «преображается», меняет тон разговора с матерью, старается во всем угодить отцу, ведет себя неискренно.

Вот как складывались отношения в одной семье, где было двое детей - Катя и Сережа. Мать не работает и дети всегда под ее надзором.

Отец с детьми очень строг, требует и добивается беспрекословного выполнения всех его указаний, не разъясняя их необходимости. Так, однажды в поезде отец не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то, что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными, будут уметь подчиняться дисциплине, держать свое слово. Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, находит различные оправдания, почему дети их не выполнили, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивания мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют от матери выполнения всех их прихотей, ссорятся и дерутся между собой и т. п. И в школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. В присутствии отца внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители, заискивают перед отцом, один старается выполнить поручение отца лучше, чем это сделал другой.

Послушание и дисциплинированность Кати и Сережи в присутствии отца - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В этой семье, несмотря на любовь родителей к детям, условия воспитания оказываются очень трудными для детей. Отец требует беспрекословного выполнения его указаний, не заботясь о том, чтобы целесообразность его требований была понята ребенком. Мать во всем потакает детям, старается все сделать за них и тем самым воспитывает в них лень и расхлябанность. В такой семье ребенок приспосабливается к постоянно меняющимся для него, условиям, у него вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы родителям, а плохие привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Не меньший вред, как можно было видеть в некоторых приведенных примерах, приносит изнеживающее воспитание, излишняя заботливость, чрезмерные внимание и ласка. Такое воспитание часто наблюдается в тех семьях, где растет только один ребенок. Родители чрезмерно опекают ребенка, длительное время стараются все за него делать (умывают, одевают, моют и даже носят на руках из ванны чуть ли не до 11 - 12 лет). Все требования такого ребенка выполняются почти немедленно, ему всегда хотят сделать что-либо приятное, его захваливают в присутствии посторонних, постоянно подчеркивают его способности. В такой семье часто много беспокойства высказывается и по поводу возможного заболевания ребенка.

Ребенок в результате такого воспитания растет пассивным, несамостоятельным, неприспособленным к жизни, не умеющим ладить с товарищами. В нем развивается эгоизм, самовлюбленность, ребенок становится нетерпимым к требованиям, капризным, своенравным, тщеславным, хвастливым, привыкшим к похвале. В коллективе эти дети трудны, их обычно не любят. В жизни им и самим бывает трудно. Они не умеют себя обслужить, оказываются слабее других детей в общих играх, в спортивных занятиях. В спорах со сверстниками они не умеют уступать и ссорятся из-за этого.

Так, желая избавить ребенка от встречающихся ему трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить ребенка, родители ставят его в очень затруднительное положение на многие годы жизни. Организованность и выдержка, трудовая направленность - вот что необходимо для полноценного члена нашего общества.

Родители очень многое могут сделать при правильном подходе к воспитанию своих детей.

Прежде всего хорошие взаимоотношения в семье благотворно сказываются на здоровье ребенка и его характере. Дети чутки не только к тому, как относятся взрослые к ним, но и к взаимоотношениям между родителями. Всякие раздоры в семье, особенно разрушение семьи всегда вредно отражаются на психическом здоровье детей.

У всех членов семьи, даже у самых маленьких, должны быть свои, посильные обязанности. Дети постарше могут помочь родителям в работе по дому, их следует приучать всегда помогать младшим братьям и сестрам (одеться, лечь спать). Старшие школьники могут помочь младшим в приготовлении домашних заданий. Все это развивает чувство долга, и дети, помогающие другим, никогда не вырастут эгоистами, самовлюбленными, «трудными» в обществе.

Большое значение имеет налаженный в семье порядок. Режим дня, правильное чередование занятий и отдыха - обязательное условие для нормальной деятельности нервной системы.

Для предупреждения нервности детей необходимо избегать крайностей в воспитании. Мы уже говорили о том, к каким последствиям приводит изнеживание ребенка, подчинение родителей всем его требованиям и капризам. Нельзя ограничивать самостоятельность ребенка, отстранять его от посильных для него обязанностей.

Однако жизнь убеждает нас и в том, что чрезмерно строгое воспитание также неблагоприятно отражается на ребенке; он растет «забитым», нервным, а иногда грубым и раздражительным.

Всегда надо спокойно объяснить ребенку, чем вызваны те или иные требования. Мы подчеркиваем: объяснить, но не упрашивать, как нередко бывает. Естественно, заметив недостаток в характере, поведении детей, нужно терпеливо и настойчиво добиваться его устранения. Если ребенок совершил проступок, нельзя только наказывать его, важно убедительно разъяснить ему, почему его поступок плохой, чтобы он осознал, что так делать нельзя. Взрослые должны понять, что страх перед наказанием часто приучает ребенка скрывать совершенный им нехороший поступок.

Всегда вредно действуют на детей споры и разногласия родителей по вопросам воспитания. Любые расхождения в этих вопросах родители должны обсуждать наедине.

При появлении признаков нервности, нарушении поведения и особенно при изменении характера ребенка необходимо обратиться к врачу-психоневрологу. Советы врача в отношении режима дня и воспитания такого ребенка помогут предупредить дальнейшее развитие нервности. В некоторых случаях врач назначает специальное лечение.



Последние материалы сайта